Обращение в Европейский суд по правам человека как элемент системы конституционных гарантий прав личности в современной России

Президент РФ подписал Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней». Присоединившись к данной Конвенции и ратифицировав ее, Российская Федерация взяла на себя обязанность защищать и гарантировать общепризнанные международные права и свободы человека и признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней.  Однако сегодня очень остра дискуссия о соотношении юридической силы решений ЕСПЧ и решений высших судебных инстанции России – Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, обязательности решений ЕСПЧ для России, а также проблемах имплементации решений ЕСПЧ в российскую правовую систему.

Правоведы, анализируя практику ЕСПЧ, выделяют следующие проблемы при применении решений ЕСПЧ: доступность, которая выражается в не большом количестве переводов, в том числе и официальных, решений ЕСПЧ;  исполнение решений ЕСПЧ. В российской юридической литературе решению проблемы имплементации решений ЕСПЧ отведено большое место. Некоторые правоведы указывают, что для правильного понимания, а, следовательно, применения решений ЕСПЧ необходимо исследовать европейские стандарты с позиции национального законодательства. Другие правоведы отмечают необходимость принятия Федерального закона, который регулировал бы  порядок исполнения решений ЕСПЧ в РФ. В таком законе должны быть закреплены следующие положения:

— установлен порядок опубликования решений ЕСПЧ в России;

—  определен правовой статус и положение решений ЕСПЧ, место решений

— ЕСПЧ в иерархии источников российского права, установлен характер обязательности для всех органов государственной власти РФ;

— разработана процедура исполнения решений ЕСПЧ в зависимости от характера дела. Если дело касается выплаты компенсации, то устанавливается порядок выплаты компенсации гражданам, который был присужден решением ЕСПЧ. Если для исполнения решения ЕСПЧ необходимо внести изменение в законодательство РФ, то устанавливаются: сроки разработки законопроекта, процедура его принятия.

В последнее время произошли серьезные изменения относительно решений ЕСПЧ и их влияния на решения судов РФ. Конституционный суд РФ постановил, что решения ЕСПЧ могут исполняться не всегда. Конституционный Суд РФ подтвердил верховенство Конституции, указав, что не применяются только решения ЕСПЧ, которые противоречат Конституции РФ. Такая же практика существует и во многих зарубежных странах.  Часть 1 статьи 46 Венской Конвенции «О праве международных договоров» гласит: «Государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность для него договора было выражено в нарушение того или иного положения его внутреннего права, касающегося компетенции заключать договоры, как на основание недействительности его согласия, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения».

С.П. Маврин пишет о том, что в Конституции РФ и конституциях других стран «содержатся именно такого рода нормы особо важного значения, по этой причине ни сами международные договоры, ни интерпретирующие их решения компетентных межгосударственных органов не могут и не должны посягать на нормы конституции какого бы то ни было суверенного государства, включая, разумеется, и Россию».

Это значит, что сегодня не существует каких-либо конституционно-правовых оснований делать вывод о том, что в правовой системе России Конституция РФ обладает меньшей юридической силой по сравнению с международными договорами и основанными на них решениями органов международного правосудия.

Таким образом, изменения последних лет относительно решений ЕСПЧ не означают, что Россия теперь полностью будет игнорировать решения международных судов и организаций и изолировать свою правовую систему от международного права.  Данные новшества в законодательстве говорят о том, что решения ЕСПЧ могут и должны включаться в российскую правовую систему, но действовать в ней они будут только при соблюдении условия их подчиненности высшей юридической силе Конституции РФ.  Этим подтверждается верховенство Конституции РФ и незыблемость суверенитета России, как одного из важнейших принципов международного права.

Так, можно сделать вывод, Конституционный Суд РФ не применяет, в прямом смысле, международное право, то есть не использует его как средство осуществления своих полномочий. Своеобразным «Кодексом» для Конституционного Суда является в первую очередь Конституция России. Судьи Конституционного Суда, когда принимают присягу, клянутся исполнять свои обязанности, «подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более».  Однако Конституционный Суд регулярно обращается к международно-правовым нормам. Но выводы Суда базируются в первую очередь на Конституции РФ. Именно нормы Конституции являются применимым правом, а международное право можно рассматривать как дополнительный аргумент. Вместе с тем из практики Конституционного Суда следует вывод о том, что он считает международное право необходимым критерием, которому должны соответствовать законодательство и практика судов, и нередко привлекает его при оценке поставленных перед ним вопросов права.

Однако данная проблема в работах российских авторов до сих пор недостаточно глубоко проработана, и требует дальнейшего исследования.